caenogenesis (caenogenesis) wrote,
caenogenesis
caenogenesis

Categories:

Просвещение (продолжение)

В замечательной книге геофизика Андрея Сергеевича Монина "История Земли" говорится (причем это опять же первые слова всей книги):
"Представляется, что статьи в специальных научных журналах и даже многие научные монографии являются лишь полупродуктом, но не окончательным продуктом фундаментальной естественной или общественной науки, так как они рассчитываются лишь на чтение специалистами и на использование в дальнейшей научно-исследовательской работе, тогда как окончательным продуктом являются либо конкретные технические разработки и практические рекомендации, либо, когда речь идет о проблемах мировоззрения, - статьи и книги, рассчитанные на широкие круги читателей".
Примечательно, что первое издание книги Монина называется "Популярная история Земли", но второе, более основательное - уже просто "История Земли". И правильно: популярной эту книгу не назовешь. Она гораздо больше похожа на учебник. Но это "учебник" не для студентов, осваивающих конкретную специальность, а для всех, кто интересуется современной наукой о Земле.
Просвещение и образование - очень близкие вещи. Технических отличий между ними всего два:
1. Образование практически всегда (исключений немного, и они подтверждают правило) имеет прикладные цели. Как минимум - сдать экзамен или зачет, если же это профессиональное образование, то и получить некоторые практические умения. Наоборот, просвещение не имеет никаких прикладных целей, кроме формирования мировоззрения. Соответственно, у просветителя гораздо больше степеней свободы, чем у преподавателя. Он может выбирать и группировать материал как найдет нужным, лишь бы было интересно.
2. Образование ступенчато. Например, биохимию в вузах читают людям, которые заведомо уже сдали органическую химию и которым поэтому не надо объяснять, что такое карбоновая кислота, спирт и амин, и уж тем более - какие валентности у углерода и кислорода. И дело тут не только в том, что слушатели знают эти понятия (знание бывает и пассивным), а еще и в том, что у них успел сложиться некоторый навык их применения. У просветителя нет никакой возможности опереться на эту ступенчатость. Все надо уложить максимум в одну книгу, а чаще даже в статью.
Вот, собственно, и все, что отличает работу просветителя от работы преподавателя. Второй момент эту работу (сравнительно с преподавательской) затрудняет, зато первый - облегчает. В целом получается так на так. Смежный жанр.
Tags: популяризация
Subscribe

  • Гроббен

    Всем известно, что деление двусторонне-симметричных животных на первичноротых и вторичноротых предложил в 1908 году австрийский зоолог Карл…

  • Вторичноротые

    Эволюция вторичноротых, как я ее себе на данный момент представляю. Филогенетические отношения в этой части древа установлены вроде бы…

  • Элементы

    "Не все вторичноротые способны к самопознанию" (с) rieile Клаус Нильсен написал очень смелую статью о происхождении вторичноротых,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments